Экскурсия по Ростову

…В конце XVII века устье Темерника было широким и полноводным. Во время азовских походов 1695 — 1696 гг. оно было избрано Петром Первым как главная стоянка русского флота и место ремонта кораблей. По правому берегу Темерника проходила граница России с Турцией.
Строительство Темерницкой таможни началось на правом холмистом берегу Дона в 46 километрах от Азовского моря. Через год здесь был уже порт с жилыми домами для служащих, конторой, кладовыми и складами.
Для защиты торговли и южных русских границ от турецких завоевателей было необходимо построить новую крепость на Нижнем Дону, которой придавалось большое военно-стратегическое значение. Созданный по высочайшему повелению специальный комитет, в который входили крупнейшие инженеры и артиллерийские генералы Петербурга, тщательно рассматривал проекты, но только два из шести поступили в 1760 году на утверждение «конференции при высочайшем дворе», в заседании которой принимала участие сама императрица.
Под строительство новой крепости было выбрано место на крутом правом берегу Дона, у источника Богатого, недалеко от Темерницкой таможни.
Указом Елизаветы Петровны от 6 апреля 1761 года, строящаяся крепость была названа именем Святого Димитрия Ростовского, видного религиозного деятеля.
Закладка крепости состоялась 23 сентября 1761 года, и ее освящение сопровождалось ружейной стрельбой, пальбой из 25 крепостных пушек, артиллерийским салютом иностранных кораблей, стоявших в тот день в Темерницком порту с поднятыми флагами. Уже в 1763 году строительство крепости в основном было закончено.
Постройка ее была поручена крупному русскому военному инженеру А.И. Ригельману, который применил нетрадиционную звездообразную девятиугольную планировку, позволяющую прикрывать все подступы к крепости перекрестным огнем. Пятитысячный гарнизон и не менее 200 пушек представляли серьезную угрозу для любого противника. В войне с Турцией (1768 — 1777 гг.) за окончательное присоединение Приазовья к России крепость св. Димитрия Ростовского участвовала в боевых действиях и ни разу не была взята неприятелем.
Вот здесь мне хочется сделать остановку и немного пофантазировать. Не пора ли подумать о том, как «оживить» эти далекие исторические факты?
Мне кажется, что знакомство с нашим городом следует начать уже в аэропорту, на железнодорожном и автобусном вокзалах, где в зале ожидания пассажиров, в удобном для обзора месте, под прозрачным колпаком можно установить макеты Темерницкой таможни и крепости св. Димитрия Ростовского…
Во второй половине XVIII века наш город имел следующий вид: в центре возвышалась грозная крепость, из которой во все стороны смотрели жерла пушек. На востоке, в полукилометре от крепостных стен, начиналось поселение, где жили торговые люди — Купеческая слобода. Рядом находился Полуденский стан, заселенный главным образом «малороссиянами». К западу от крепости располагалась Солдатская слобода, большинство населения которой состояло из семей солдат батальонов крепости. Несколько ниже, у левого берега Темерника простирался поселок Доломановский, где жили казаки конного Азовского полка («доломаны»), переведенные из крепости св. Анны под Старочеркасском после ее закрытия.
Там, где были Солдатский и Доломановский форштадты, городские кварталы имели небольшие размеры, а улицы были узкие. Это исторический, старый район города. В то время в нем было 11 продольных и 19 поперечных улиц, исключая крепость. Большинство строений составляли деревянные домики, покрытые камышом.
Со временем Солдатская слобода и Доломановка окончательно сольются. В указе Александра I от 17 августа 1806 года те поселения, что примыкали к крепости с запада, впервые были названы городом Ростовом. А вскоре, чтобы отличать его от древнего Ростова Великого, что под Ярославлем, город стали именовать Ростовом-на-Дону.
Постепенно город своими строениями достигает пределов крепости и практически сливается с ней. В 1835 году крепость была упразднена как утратившая свое военное значение. А десять лет спустя по новому плану в городскую черту была включена и территория крепости…
Завершить исторический рассказ мне хочется пока фантастическими предложениями.
Уже упоминавшийся макет крепости, выставленный в витрине одного из магазинов на центральной улице, смог бы привлечь внимание и гуляющих, и спешащих по своим делам горожан, заставить задуматься, восхититься, испытать гордость за свой город.
Экскурсионный автобус подвозит гостей города (и желающих ростовчан, особенно юных) к местам, где раньше находились земляные валы и редуты, позволявшие крепости быть неприступной. Их адреса легко «привязываются» к нынешним улицам и переулкам.
В память о бывших редутах крепости рядом с названиями улиц и номером дома могли бы быть прикреплены памятные знаки.
Конечно, макеты и памятные знаки потребуют финансовых затрат, но неужели у нас не найдутся состоятельные люди, которые пожелали бы стать спонсорами этого замечательного дела?
Г. БЕСПАЛОВА. Читательница «Вечернего Ростова».

Добавить комментарий