Ростовские кинотеатры в рассказах Б.И. Кинуса

«Париж я буду помнить, нельзя забыть Парижа плен и девушку, которую зовут Мадлен…» Куплет незамысловатой песенки про Париж вовсю распевали ростовчане в 1927 году. Мне его напел Борис Игоревич Кинус. Борис Игоревич много лет возглавлял в Ростове управление механизации строительства «Главсевкавстроя». В его распоряжении были все башенные краны и экскаваторы города. Каждый дом в Западном и Северном жилых массивах построен, можно сказать, при участии Б.И. Кинуса. Ведь стройка всегда начиналась с рытья котлована.
Но беседовали мы с Борисом Игоревичем не о механизации, а о развитии кинематографа в Ростове. Кинус в этом деле большой спец. Пацаном он облазил все ростовские кинотеатры. В 20-е годы ростовчане обожали кино. По городу были развешаны огромные афиши. И хотя «ять» и твердый знак в то время уже отменили, ростовские художники все равно рисовали их на афишах.
Кинотеатры назывались электросинебиографами, или сокращенно электробиографы и синебиографы, и фильмы шли только черно-белые и немые.
Борис Кинус, или Борька Брошус (так его прозвали мальчишки), и его друзья почти никогда билетов не покупали.
«Откуда у мальчишек деньги? Мы отвлекали билетера и бежали в фойе. Это у нас называлось «канать в кино», вспоминает Борис Игоревич старые проделки.
Первым синебиографом в Ростове был «Олимп» (впоследствии известный как «Комсомолец»), А чаще всего детвора «канала» в «Художественный» (теперь «Родина»), Там было интереснее всего. Хозяин синебиографа, чтобы привлечь побольше зрителей, придумал завлекалочку.
В «Художественный» завезли музыкальный аппарат высотой почти два метра и поставили в фойе. Аппарат чем-то напоминал старинный буфет. В него вставлялись огромные металлические пластинки с шипами, и до начала сеанса зрители слушали музыку. И это еще не все. В аппарат-буфет была вмонтирована миниатюрная сцена, которая находилась за стеклом. На сцену выходили механические фигурки-куколки женщины в нарядных бальных платьях и куклы-мужчины в черных фраках. Играла музыка, и фигурки танцевали, как будто на балу. И вдруг начинался пожар!
На сцене появлялся кукольный пожарный, раздавались звон, кукареканье, фигурки разбегались. На этом действие заканчивалось, и наступало время «настоящего» кино.
Особенно по душе ростовчанам пришлись приключенческие американские фильмы, где роли исполняли удивительно красивые актеры.
Когда в «Художественном» шла «Невеста солнца», аншлаг был обеспечен.
Главные герои убегали от индейцев целых семь серий. Каждая серия шла в синебиографе по месяцу.
В прошлом году «Художественный» (по-новому кинотеатр «Родина») решили отреставрировать. Архитектор Владимир Кирьязев, который взялся за реконструкцию здания, разыскивал старые фотографии «Художественного», чтобы вернуть кинотеатру его первоначальный вид.
Борис Игоревич посоветовал разыскать родственников фотографа И.Я. Тарасова. Тарасов работал в послевоенные годы в управлении городской архитектуры и у него имелся архив старые фотографии Ростова. Через знакомых Бориса Игоревича нашли сына фотографа. Тот огорчил: после смерти отца архив исчез. А с владельцем синебиографа «Художественный» я случайно встретился в
Румынии в 1944 году, вспоминает Борис Игоревич. Не могу сейчас точно назвать фамилию то ли Штреберг, то ли Штромберг. Рассказал мне, что в Бухаресте делает деньги на том, что меняет советские рубли на оккупационные леи. Но долго я со своим земляком не разговаривал. Какое время было все друг за другом следили. А со мной шофер был. От того, что я беседовал с русским эмигрантом, могли быть неприятности. Как возвратились мы в свою танкоремонтную часть, я начальнику доложил: мол, встретил возле дворца Михая бывшего владельца ростовского кинотеатра.
Вопрос Штромберга (или Штреберга) о том, бывал ли молодой человек из Ростова в «Художественном», показался Борису смешным. Он знал все ростовские электросинебиографы как свои пять пальцев. Первый звуковой фильм Борис посмотрел в 1927 году в самом лучшем электробиографе Ростова, расположенном в здании штаба СКВО. Фильм этот был французский и назывался «Снайпер» (песенка про Мадлен оттуда). Ее поет снайпер, который, укрывшись за убитой лошадью, перестрелял на поле боя чуть ли не всех вражеских солдат.
По тем меркам электробиограф «Палас», где шел «Снайпер», был самым современным кинотеатром Ростова. И это из-за «серебряного» экрана. Так называлось полотно, которое покрывалось алюминиевой пленкой. Такое покрытие делало изображение объемным.
«Палас» размещался на месте зимнего сада, который до гражданской войны украшал самую шикарную гостиницу Ростова «Палас- отель». Во время гражданской войны отель переоборудовали под штабы. Там были поочередно то штаб белых, то штаб красных. А когда красные взяли власть там обосновался штаб СКВО.
«Броненосец «Потемкин» всемирно известный фильм Сергея Эйзенштейна Борис увидел в первый раз в кинотеатре «Солей». После сеанса зрители выходили со слезами на глазах. Мальчишки тоже были потрясены фильмом. Но привлекал их не трагический накал.
«Картина заканчивалась подъемом на мачте броненосца красного флага. Для нас это было в диковинку. Ведь тогда все фильмы шли в черно-белом изображении. И вдруг красный флаг!»
Первые цветные фильмы, которые привезли в Ростов мультипликационные «Три поросенка», «Веселые пингвины» «СНАЙПЕР» и художественный «Кукарача», были американскими. Шли они в «Солее». В честь первого цветного мультика «Три поросенка» назвали продуктовый магазин, который располагался близ кинотеатра. Долгое время вывеску магазина и витрину оформляли в стиле диснеевского мультфильма.
«Солей» находился в теперешнем ДК строителей, на втором этаже. А на первом этаже был чудный кафе-ресторан «Ампир». Борис туда часто ходил с папой обедать. Там и днем звучала музыка играли на скрипке, виолончели или рояле. Во время войны здание разбомбили. Когда его восстанавливали, нарушили наружную архитектуру и фасад сделали плоским убрали красивую пристройку на колоннах.
После того как мы «прошлись» с Борисом Игоревичем по кинотеатрам старого Ростова, я рассказала бывшему киноману о сыне моих знакомых, которому 15 лет. И он ни разу не был в кинотеатре.
Борис Игоревич не удивился. Сам он забыл, когда в последний раз смотрел кино в кинотеатре. Сейчас все смотрят телевизор. Один из любимых сериалов Бориса Игоревича «Семнадцать мгновений весны». «Санта-Барбару» посмотрел два раза и бросил. Вне конкуренции информационные программы, в которых представлена современная хроника политической жизни. «Невеста солнца» здесь отдыхает, равно как «Индийская гробница» и «Рельсы гудят» (фильмы очень далеких годов)…
Рассказы ростовского старожила Бориса Игоревича Кинуса записала корреспондент «Вечернего Ростова»
И. ВАРЛАМОВА.

Добавить комментарий